Идея сравнить то, что заставляют читать учащихся в школе к урокам литературы и то, что звучит в наушниках (зачастую на тех же уроках) сама по себе не феноменальна. Многие МС в текстах именуют себя поэтами\литераторами\философами, правда, не уточняя деталей: к какому именно культурному течению ближе их творчество. Фактически рэп, изначально противопоставленный массовой культуре и общественному вкусу, является в наше время чуть ли не единственным "последователем" традиций классической поэзии, которую читают и любят хотя бы за то, что это классика.
Основной общей чертой поэзии Золотого и Серебряного веков русской литературы и рэп-лирики оказывается, естественно, содержание. Социальные проблемы с годами (а то и веками), даже если и меняются, то в количестве почему-то не уменьшаются, и создают одинаково плодотворную почву для появления как "Страшного мира" Александра Блока, так и "ТХАП" Ю.Г.а.
Поразмыслив, многим личностям русского рэпа можно найти "коллег" по творческому цеху среди поэтов XIX - начала XX веков. Разочарованный романтизм и дотошный самоанализ Da B.O.M.B. перекликается с творчеством Лермонтова. Сравните:
…Все то, что было,
Мы изменить не в силах.
Уже случилось, переболело и остыло
Что будет - неведомо обычным людям
По воле судеб пусть будет то,
Что будет
(Da B.O.M.B. "То, что было…", 2004 г.)
и
…Я не крушуся о былом,
Оно меня не усладило
Мне нечего запомнить в нем,
Чего б тоской не отравило!..
(М.Ю. Лермонтов "Стансы", 1828 - 1836 гг.)
или
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
(М. Ю. Лермонтов "Гляжу на будущность с боязнью", 1841 г.)
Социально-политическая проблематика, характерная для поэзии декабристов и революционеров XIX века (настоящие поэты - они же почти всегда против режима), очевидна в текстах Sixtynine. На альбоме "Выживу - стану крепче" интеллигентность (скрытые и явные цитаты, например, Пелевина) органично сочетается с максимализмом, вроде пожеланий "Пошли бы вы на!..", что и роднит Sixtynine с утопическими, максималистскими, но всегда осознанными политическими идеалами, например, Пушкина, Лермонтова или Рылеева.
В XIX веке Севzквад, скорее всего, были бы символистами: насыщенные аллегориями, метафорами и образами тексты, в которых рядовые для хип-хопа темы раскрываются и переосмысляются по-новому - чем не "беглый язык намеков, недосказов", как Иннокентий Аннинский именовал символизм?
Хочет каждый через легкий, протяжный
Механизм проникать в бумажники,
На абордаж брать, но можно оказаться
В наморднике или багажнике… (Севzквад "Во весь рост", 2004 г.)
Лирика на сольном альбоме Джипа напоминает творчество Даниила Хармса упрощением серьезных тем, тяготеющим к примитивизму, ощущаемой и необъяснимой "детскостью" (для сравнения: "Детская считалка" Джипа и "Бульдог и таксик" Хармса).
Типичный Ритм, наверное, единственная рэп-группа, чье творчество посвящено природе. В этом их можно сравнить с Есениным, который в то время, когда творческая братия из кожи вон лезла в поисках неординарных тем для произведений, по-провинциальному просто и душевно воспевал русские пейзажи.
"Аналога" для близкого к абстракции стиля KRec среди русских классиков найти не просто, зато можно обнаружить много общего у питерских исполнителей с французским поэтом Шарлем Бодлером. Глубокие размышления в контексте бытовых зарисовок, местами напоминающие наркотический бред с вкраплениями деталей реального мира - все это роднит бодлеровский "Парижский сплин" с "Нет волшебства".
Традиции классики продолжаются не только тематикой, но ритмикой r&b и рэпа, что, кстати, подтверждено использованием многими МС произведений классиков в оригинале (лирика Цветаевой в треке Фиста "Осенью лето", стихотворение Есенина в ставшей уже классикой рэпа песне DA 108 "Московский Гуляка")
Чем больше ценится в рэпе нестандартная рифма и индивидуальный стиль, чем реже встречаются зарифмованные глаголы и строчки, оканчивающиеся на "фальши - дальше - раньше" или "день-тень", тем больше общего у хип-хоп поэзии и футуризма. Футуристы (самый, пожалуй, известный из которых - Маяковский), так и не "усыновленные" классической поэзией, но и народным вниманием не обделенные, предпочли оригинальность и новизну, отказавшись признавать какие-либо правила: от стихотворных размеров до орфографии. Например, критикуемые до сих пор составные рифмы - их, футуристов, рук дело. Сравните:
Из сел иди, из рОЩ ИДИ
К высокой лобной плОЩАДИ…
(Игорь Северянин)
и
…Где сосунки НА МЕРИНАХ
Имеют НАМЕРЕНЬЯ к бабам…
(Big Black Boots)
Прием многократно повторенной рифмы, в литературе именуемый ассонансом (созвучие), а в рэпе после выхода второго сольника ШЕFFа известный как ломаный слог - излюбленная фишка того же Маяковского:
Лет до СТА РАСТИ нам без СТАРОСТИ
Год от ГОДа РАСТИ нашей БОДРОСТИ…
…и то же у Джи Вилкса:
ФонтАН до небес, табло авангарДА
По развитию - УганДА,
А так - NUMBER ONE…
Иногда стихотворение строиться на одном только созвучии (рифмой вроде бы и не пахнет, но складность строк чувствуется), или же ассонанс сочетается с точной рифмой:
…Молоды, но уже ветераНЫ, стариКИ,
МонсТРЫ музыКИ, осТРЫ на языКИ
ПолНЫ отваГИ…
(Лигалайз, "Back together", 2004)
и
У-
лица.
Лица
у
догов
годов
рез-
че
(В. Маяковский, 1913)
Русский рэп продолжает начатое футуристами переосмысление рифмы как непременного атрибута поэзии. Игра слов и звуков иногда просто не поддается описанию:
Мои слова меняют смысл,
Между строк можешь смотреть
Местами слизывать моменты считки…
(Sir-J "М.С. М.С.", 2004 г.)
Соло самой весомой персоны
С профессией эМСи из сборной России
С Сто Про гарнизона с Бэд Би в унисоне
Эл соло…
(Al Solo "Соло самой весомой персоны", 2004 г.)
И, на мой взгляд, беспрецедентный пример умения владения рифмой от Big Black Boots:
…Прямо из горла хип-хоп тебе прямо в лоб и ты труп,
Как будто тебя беломором торкнуло.
Проволокой пробей в ухе пробку, попробуй просто выговори
Хип-хоп не просто выговор, это приговор,
Это мир для фигур крупнокалиберных…
Чем еще похожи рэпперы и футуристы - так это борьбой за чистоту культурного направления. Представители четырех течений в футуризме "всегда притязали на роль единственных выразителей художественных ценностей подлинного футуризма, противопоставляя себя при этом своим собратьям - врагам, которые расценивались как самозванцы и неумелые плагиаторы"*. Ситуация явно что-то напоминает, не правда ли?... А все потому, что и рэп, и футуризм стали направлениями, в которых правила и каноны сведены к минимуму и практически не ограничивают диапазон затрагиваемых в песнях\стихах проблем и способов исполнения\выражения, из-за чего культура каждым понимаются по-своему. Отсюда и противоречия.
Постмодернизм - культурное течение второй половины двадцатого века, которое по многим пунктам также можно отождествить с рэпом. Одна из основных идей постмодернистов - уверенность в том, что все гениальное и вечное уже давным-давно создано, и сотворить что-то абсолютно новое практически невозможно (а потому эти товарищи без зазрений совести переделывали на свой лад стихотворения, например, того же Есенина). Основанная на сэмплах музыка, фольклор, цитаты, а то и целые куплеты\припевы на основе произведений классиков или песен советских времен доказывают частичную солидарность рэпперов с постмодернистами в этом вопросе.
И еще одна важная "литературная" особенность российского рэпа. Рэп вместил в себя все возможные культурные направление предшествующих веков, в том числе и такие противоречивые, как футуризм (постоянное стремление к новизне) и постмодернизм (обращение к старому). Но самое главное литературное течение, повлиявшее на рэп - это романтизм. Прежде всего, потому, что хип-хоп культура, как, впрочем, и всякая другая субкультура, изначально являлась культурой протеста, бунтом. А романтизм - это вовсе не любование луной и восхищение цветочками, как почему-то ошибочно полагают многие, путая его с сентиментализмом. Романтизм - это прежде всего бунт и борьба, зачастую выраженные в нарочитом противопоставлении лирического героя окружающему миру. А в рэпе этот бунт приобретает часто жесткий, циничный характер (что само по себе, кстати, парадоксально - циничный романтизм!)
Остается только надеяться, что большинство представителей хип-хоп общественности знакомо с творчеством Маяковского не только благодаря слогану "Ешь ананасы, рябчиков жуй…", и не считает, что Блок - это чувак который пишет тексты для рекламы мобильной связи. В таком случае окажутся не напрасными не только мои старания, но и старания людей, которые неоднократно подчеркивали уникальность рэпа как музыкального направления, доказывая, что рэп - не просто музыка и уж никак не "гарлемские частушки" (распространенное обывательское мнение), а неповторимый симбиоз музыки и поэзии.
* энциклопедия "История русской литературы: Серебряный век"